Я охуеваю, дорогая редакция!  

На письма с таким обращением МЗ рассчитывает, публикуя «Битлофобию», аккурат к двадцатилетию расстрела Д. Леннона. Здорово все-таки, что они не могут объединиться и заехать в Ригу, полабать в Доме конгрессов в одном концерте с Борисом Гр.

А вот и некогда любимая рубрика малоземельцев

Я охуеваю, дорогая редакция!

Получилась она у нас обширненькой, что само по себе совсем некисло. Особо посвященные, узнав о примерном содержании нулевого номера МЗ, частенько давят умняк: это у вас не журнал, а альманах получается. Сплошные «Реверсы» да «Это было недавно», а текущего момента нет. Ой, правы вы, братцы милые друзья, правы. Нулевая МЗ борется за право рождения (возрождения?) уже не первый год. Неудивительно, что news, пусть в небольшом кол-ве, но все же содержавшиеся в мусу альманахе, безнадежно устарели. С другой стороны, на стыке веков ничего особо интересного не происходит (так ли?! - прим. ред.). Более того, нет простой ясности насчет этого самого стыка. Уж не отпраздновали ли мы его год назад? Чем не повод поохуевать на досуге, милые друзья (интересно, сколько лет пройдет, прежде чем первый читатель прочтет эти строки в журнале МЗ? – вопр. ред.).

Фуцкинг Миллениум меж тем способствует подведению итогов 60-х, 70-х, 80-х, 90-х — сумасшедшее время настоящих героев и удивительных сейшенов, которым и посвящается МЗ № 000. (Кто-то читает это как «Эм-Зэ-три-О».) Тут очень уместна цитата из произведения одного еще не старого малоземельского драматурга.

- «Наша беда вот в чем, молодые люди, - насытившись, мы сидели подле камина и Никита Петрович, за годы своего добровольного отшельничества истосковавшийся по собеседникам, не давал разговору угаснуть.

- У нас в России@ всегда так: ведь что ни Трио - то Био, а что ни Био, то - Ма, сообщил доверительно Никита Петрович, поглаживая себе низ живота. А раньше, до Миллениума, было по-другому, - хозяин встал и подбросил полешко в хрустящую пасть камина. И продолжил: - Теперь же есть «Аквафоры» с «Аквафрешами», а жить чище не стало! Не стало жить чище, и все тут! Отчего так, молодежь, а? - и Никита Петрович, лукаво приподняв бровь, посмотрел почему-то на меня...»

У себя в редакции, в тесном пристрастном кругу мы, долго не ебя мозг (фу, как некрасиво - прим. ред.), определились со своими малоземельскими пристрастиями за отчетный период. Двадцать лет - немаленький срок, особенно с точки зрения убийцы Джона Леннона. Он застрелил его очень давно, по странному совпадению как раз в день, когда пишутся сии строки.

О 60-х - 70-х речь еще впереди. А особо нетерпеливых могу отослать (не на хуй, не бойтесь, милый друг) к старым номерам журналов «От Винта» и «Малая Земля», в которых опубликованы мемории Ш. Мурина и Я. Ванадзиньша. Листайте «МЗ три О» и будьте терпеливы: глядишь, в очередном «Реверсе» заедете в 60-е – 70-е. Мы же - люди молодые и воздадим дань виденному и слышанному, оставив легенды малек «потомиться в ожиданьи».

Ну и конечно, мы прислушались к гласу народа, проведя экспресс-опрос в разл. тусовках Малоземелья. В общей сложности свои любимые группы 80-х и 90-х попытались назвать около 80 человек. Я не ошибся, написав «попытались», ибо некоторые молодые респонденты к стыду своему совершенно были неинформированны о музыкальной жизни Малой Земли 80-х. Чего уж тут говорить о 60-х - 70-х – пыльной, далекой древности. Большинство опрошенных являлись русскоговорящими, хотя 30% анкет все же заполнили аборигены. Несколько листочков было испорчено. Причем особо тут отличился музыковед Леонид Глезер, солидно отчитавшийся о своих пристрастиях, начав с The Beatles и закончив The Cure и Smiths. (Вернее, на этом я его прервал.) Кое-кто «нашими» посчитал «Звуки Му» и «Аквариум», что само по себе и приятно, но, к сожалению, не соответствует действительности. Впрочем, у малоземльцев свои собственные герои, от которых метрополия охуевает ничуть не меньше, чем мы от... (нужное впиши сам, милый друг). Да, и еще: не все опрошенные расставляли группы и исполнителей по местам. Что, впрочем, и не требовалось. МЗ подсчитывала лишь общее количество упоминаний, ебстественно, не для вручения призов и медалей, а для объективности. В рок-н-ролле vox populi никогда не являлся значимым критерием, равно как вкусы искушенных сотрудников МЗ не влияют на развитие живого народного творчества.

Тем не менее начнем с Гласа Народа. Безусловным лидером 80-х стал болдерайский бэнд «Спецбригада», упомянутый аж 12 раз, причем трижды на гос. языке. Всего же было упомянуто 27 героев 80-х. Мнение редакции сошлось с Гласом Народа. Хотя в редакционном топе «Спецбригада» была упомянута, но лишь после супергруппы 80-х «Поезд ушел». Которая произвела настоящий фурор среди поклонников хард-рока по всему Союзу. (Одной шестой части суши, если кто забыл. «Поезд», кстати, многие считали группой из Питера.) В далеком 1985 году на одном из тартусских фестивалей современной музыки я тщетно пытался убедить оппонентов, двух совершенно кондовых «металлургов» из Москвы, что «Поезд» на самом деле наш, малоземельский. «Ты че, братец, у вас, кроме «Перконса», и нет никого. А такой забой умеют делать только в Питере, ну и наша московская «Коррозия метталла». Слыхал?» Конечно же, я не слышал песен «Коррозии». Да и вообще хард-н-хэви навевал (и навевает) на меня тоску. «Нет», - пришлось признаться мне цепястым москвичам. «Ну вот! - радостно объявили оппоненты. - «Коррозию» не знаешь, а еще пиздишь, что «Поезд» - рижский бэнд. А может, ты и «Поезда» не слышал?» - подъебнули меня напоследок проклепанные москвичи и направились за пивом.

«Москвичи! Есть в зале москвичи?» - мстительно интересовался я несколько лет спустя, став участником панк-группы. «Есть!» - обрадованно голосили из зала. «Москвичи! Хуй дрочи!» - командовал я, и мы играли антимосковский Blues de Moscou.

«Поезд ушел» я не только слышал, но и видел. И, уверяю вас, посмотреть было на что. Это была одна из первых русскоязычных групп, делавших из выступлений великолепное шоу. В то время этим мало кто занимался. И уж совсем считанные бэнды устраивали такие развеселые хэппенинги. Костюмы «Поезда» были предметом обсуждений и через месяц после их выступлений. По лидеру ПУ, Геше Эдельштейну, усыхала половина девчонок-зрительниц. Вторая половина офигевала от шоумена Андрея Яхимовича. Бывшего в «Поезде», как Гаркуша в «Аукционе». Малопоющий танцор. Кстати, «Аукциона» во времена блеска «Поезда» никакого не было и в проекте. В 1985 году Яхиму с Гешей стало тесно в одной упряжке, и появился ВИА «Цемент». Яхим переманил к себе басиста Гешу Кривченкова, на гитару взял легенду рок-н-ролла Янку Ванадзиньша. Одна из девчушек-зрительниц - Леонора Гнедлер - стала вокалисткой, а за барабанной установкой обосновался юный талант, семнадцатилетний Игорь Фоменков, который с удовольствием откликался на «погремуху» Карл.

В «Поезде» остались Геша Эдельштейн и барабанщик Мамба (Юрий Городянский), а на бас-гитаре стал играть фоменковский однокашник Андрюха Светлов, или попросту - Светлик. До распада «Поезд Ушел» успел записать LP «В замочную скважину» (1984), который в 1999 году усилиями экс-редактора журнала «От Винта» вышел на CD. Обновленный «Поезд» записал live и в 1986 году распался, хотя переодически легенда русского рок-н-ролла трясет стариной. Так, «Поезд» в золотом составе блистал на супер-сейшене-юбилее «Пять лет рок-клубу» (в 1987-м). Десятилетие рок-клуба также не обошлось без ПУ. Замечены были звезды 80-х еще несколько раз в конце двадцатого столетия. Геннадий Эдельштейн стал владельцем клуба «Саксофон», единственного рок-н-ролльного заведения в столице Латвии. Янка Ван, Геннадий Кривченков и Юрий «Мамба» Городянский до сих пор вместе. Как и много лет назад, когда они играли в «Цементе», в мардеровском Blues Band. С 1989 года Янис, Геша и Мамба - Hot Dogs. Яхим до сих пор с «Цементом» - или, скорее, «Цемент» аккомпанирует ему. Питерская фирма «Бомба-Питер» издает новый CD Яхима-энд-«Цемента» (со старыми песнями. «Цемент» - да не тот.)

«Спецбригада» же пока функционирует (во всяком случае на момент написания статьи), несмотря на периодические заявления о последнем концерте. Записан очередной, шестой, альбом группы, которой, скорее всего, выйдет под названием «Моряка Не Люби». Состав «Спецбригады» часто меняется, лишь Кастот все шестнадцать лет у руля этого нетрезвого автомобиля. В 1996 году вернулись основатель группы Джерри и другие. «Спецбригада» - лидер «Болдерайского вторжения» (см. «МЗ три О») и лицо малоземельского рок-н-ролла. Потенциальные читатели «МЗ три О» сочли группу символом восьмидесятых, ну, это их дело...

Вторым по количеству упоминаний в анкетах за 80-е стал... ансамбль Dzeltenie Pastnieki (ни хуя струя! - прим. переводчика). Dz. Past. («Желтые Почтальоны») были очень элитарным оркестром, который критика во главе с Артемием Кивовичем Троицким изощренно, на все лады нахваливала. Между прочим, Dz. P. одно время не гнушались членством в рижском КСМ при ГК ЛКСМ* (рок-клуб). Пастниеки же выпустили LP с очень малоземельским названием Bolderajas Dzelzcels; и приняли участие в фильме их соратника Хардия Лединьша Gajiens uz Bolderaja**. Столь частое упоминание «Почтальонов» очень порадовало редакцию «МЗ три О». Мы еще раз убедились в том, что рок-н-ролл - искусство элитарное, а не жвачка для биомассы, в чем нас пытаются убедить «последние герои» Юра Ш. и Костик П.

По пять раз упомянута целая когорта команд, весь цвет живого народного творчества Малой Земли (или герои рок-н-ролла бурных 80-х, это уж как кому нравится). Самая длинноволосая советская группа «Пилигрим», чей лидер Дима Федотов живет сейчас на берегах туманного Альбиона. Кумиры хиппанов и металлистов, увы, не оставили качественных записей, зато в Англии Дима регулярно штампует компакты с тамошними молодыми дарованиями. Федотов, кстати, педагог - обучает англичан гитарному искусству, а порою подхалтуривает, устраиваясь посейшнменить в разл. бэнды. Не так давно он ездил в тур с одной из реинкарнаций Boney M. Английский бэнд Федотова напоминает Sweet 1975 года, здесь Дима играл другое...

Zig Zag - действительно высококлассная группа! В конце 80-х независимый продюсер Сергей Рожко вывез Zig Zag в турне по российской глубинке. Местные музыканты просто офигели от мастерства команды, от их музыкального мышления. Zig Zag играл в те годы очень современную музыку, в отличие от большинства тогда еще советских групп. На фестивале «Страуме‘87» Миша Борзыкин и весь его «Телевизор» выступление Гвидо и Ко простояли с открытыми ртами. Одно небольшое но... Вскоре, в 87-м (?), Гвидо Васильевс вспомнил о корнях. Взял фамилию мамы, стал Лингой, назвал рок-клуб «сборищем мигрантов». «Кокле и балалайка не будут играть в одном оркестре», - сказал экс-Васильевс и ушел из рок-клуба, а заодно из Zig Zag’а. Как ни странно, уход певца не стал концом группы. Новый фронтмен, этакий латышский Швейк, предал Zig Zag’у иное звучание и известную часть юмора, отсутствие которого портит многие отличные латышские бэнды. Интересно, какой Zig Zag упоминался? С Лингой или без? Сами понимаете, что это разные группы. Но это пустяк, едем дальше!

«Цемент»! Отцы русского рока, расхваленная культурологом Илюшей Смирновым группа - наряду с «Аквариумом», «Звуками Му» и другими - причислена к основателям жанра. Вершиной «Цементовской» гастрольной деятельности стал фестиваль 87-го года в Подольске (т. н. советский Вудсток). Под проливным дождем москвичи, подмосквичи и гости услышали настоящий американский рок-н-ролл с прикольными русскими текстами (надпись на «стене демократии»: «Наконец-то и у нас есть свой Slade»). В стиле нью-йоркских поэтов, панков-приколистов начала 70-х, Яхим, вошедший во вкус еще в «Поезде», стал обстебывать советскую эстраду. Из сборников песен советских композиторов выбирались наиболее идиотские произведения, которые исполнялись под рок-н-ролльный аккомпанемент. Москва стояла от этого на ушах... В Первопрестольной всегда ценился стеб, который в «Цементовском» случае был помножен на мастерство музыкантов, сексапильность вокалистки и актерские данные лидера группы. «Цемент» записал в 1985 году великолепный альбом «С песней пожизненно», содержавший хит на хите. «У нас, молодых, для любви сердца, у которой нет конца. Нет, нет, нет конца, а-а-а».
Доставалась от Яхима и современникам. Едва вышедший хит «Комарово» сразу оказался в репертуаре ансамбля - под модный хэви-метал-забой. В 80-х «Цемент» был в Риге очень выгодным экспортным товаром - до тех пор, пока не появился «Карт-Бланш».

«Карт-Бланш» - еще одна супергруппа 80-х, вернее, конца 80-х. Плоды титанического труда лидера бэнда, атональщика-клавесинщика-кастанедианца Андрея «Папы» Дворникова - феерическая серия гастрольных туров. «Бланш» пронесся по городам и весям СССР инопланетной тарелкой, снимая сливки и пенки со всевозможных фестивалей, заставляя трепетать серца наивных российских слушательниц и разжигая алчный огонь в недрах зрачков подпольных менеджеров. Группе платили неплохие тугрики! Коммерчески это был наиболее выгодный рок-клубовский проект. Неудивительно, что сгубили его те самые пресловутые тугрики***.

На первый всесоюзный фестиваль - «Сырок» - «Карт-Бланш» въехал фаворитом. Отличное отношение с Кометой Комаровой, считавшей КБ самой крутой группой. Даже тот фактик, что символикой феста был придуманный вокалистом бэнда Мычом вороненок с куском сыра в зубах... мелочь, а все-таки. «Сырок» был задуман как смотр групп третьей волны советского рок-н-ролла. По мнению организаторов, в первую входили «Машина времени», «Аквариум», «Воскресенье», «Зоопарк», «Кино». Во вторую - «Чайф», «Нау», «Телевизор», «Аукцион», «Алиса», «ДДТ». Все, кто не попал в этот список, были вызваны в Москву, в Измайловский КСК. КБ играли в первый день, и... ничего не было слышно в зале, кроме хрипов аппарата. Ребята рубились на все сто, их видео демонстрировали потом в заставках «Взгляда», но взгляды акул подпольного шоу-биза прошли мимо рижан.

Гораздо больший резонанс вызвало выступление «Спецбригады». Московские журналы отнесли бэнд к изюминкам фестиваля наряду с «Гр. Обороной» (Омск), «Не ждали» (Таллин), «Агатой Кристи» (Свердловск) и «Воплями Видоплясова» (Киев). Но и болдерайцам этот фестиваль никаких дивидендов не принес: наступала эпоха российского панка. «Вот потому-то тощий Кастот и сгинул в трущобах», - писали в 95-ом году в журнале «Огонек».

Следом в списке идут сразу три латышских бэнда. Начнем с Tilts. Группа это образовалась в начале 80-х. Ее лидеры Андрис Чернов и его супруга - в то время флейтистка Ингуна. Выступали они на первых концертах рок-клуба, а исторический фестиваль в окрестностях Иецавы проходил как раз на хуторе лидера Tilts.

В NSRD продолжила свои эксперименты Ингуна Чернова, ныне музыковед, ну а ВИА Perkons все знают по фильму «Легко ли быть молодым?». Это после их концерта расхуячили электричку.

По три раза народ упомянул экспериментаторов: «Атональный Синдром», «ЗГА» и Turaidas Roze Иманта Калниньша. Ненамного ошибусь, заявив, что АС из оркестров подобного направления был наиболее популярен и аналогов этой популярности практически нет ни у нас, ни за рубежом. Разве что «Поп-механика» Курёхина, но это, как говорится, «совсем другой Пушкин». Слушать «Синдром», тем более на концертах, было очень непросто, но музыканты умели подавать свое искусство и делать так, что слушатели его принимали. У «ЗГА», ныне работающей в Санкт-Петербурге, был несколько иной подход, что ни в коей мере не делало их менее привлекательными (см. «От Винта» № 6 ).

Kapitalais Remonts, наверное, самая «вногусовременемшагавшая» группа 80-х, лучшее U2-образное на 1/6 ч.с. - упомянуты два раза.

И наконец, те, кто отметился в анкетах по разу, что тоже неплохо: значит, помнят, значит, знают и любят. Знают, помнят и любят Пита Андерсона, ВИА «Менуэт», Salve, Jumprava (я ох. дор. ред. - прим. переводчика), Velve, Juras Mesls, «Поползновение», «Дубль 5», «Черный Ход», «Валера, Это Риск», «Карл и Секция Деревяных Игрушек», Марка Френкеля, Андрея Мардера и «Сельский Час». Небольшой комментарий к списку. Карл Зингер (он же Хламкин, он же Левенгук) хоть и дебютировал в конце 80-х, все же перец из 90-х. «Поползновение» - тоже штучка из следующего десятилетия, как и ВЭР, и М. Френкель. Не помешало бы участие отличной группы «Дихлофос», разбомбившей своим металлом Москву в 85-м. Ну а группами номер один у местных металлюг были ныне подзабытые «Черный Ход» тов. Кочегарова и «Железный Поток» господина Дубоделова.

О тех, кого забыли, - в следующем номере МЗ.

Часть вторая. 90-е

Я ничего не имел бы против «Хитов будущего», если бы не приходилось слушать их сейчас.

Противоречивое десятилетия рок-н-ролла - во-всяком случае, на Малой Земле и в метрополии. Особенно странными были первые годы последнего десятилетия двадцатого века: лидеры 80-х поутихли, а новых не появлялось.

Впрочем, довольно воспоминаний, перейдем к реалиям. А они таковы:

безусловным лидером 90-х стал певец и композитор, вольный художник, как он любит представляться, Карл Левенгук-Зингер, упомянутый в подавляющем большинстве анкет. Иногда Карл упоминался вместе с «Укусом Кукушки», иногда с «Саласпилсскими Ракетами», один раз даже с «Секцией Деревянных Игрушек» (в разделе 80-х). МЗ с радостью соглашается с таким выбором рижан и обещает в скором времени сделать Карлиса героем номера.

На втором месте, не так уж и неожиданно, оказались «Пчелы» Игоря Малышева. Игорь, начинавший еще в 80-е в крепком бэнде «Гадкий Утенок», создал очень светлый проект. Рэггей на русском в исполнении «Пчел» звучит очень прикольно. И еще: очень добрые песни у Игоря. По-хорошему добрые, без всяких эпатажей и прочих выебонов. И люди это ценят, судя по количеству анкет с названием группы «Пчелы».

Лучшая рижская группа последних лет «Легеза» расположилась рядом с «Пчелами». Только необъяснимая скромность Германа, из-за которой записи «Легезы» достать труднее, нежели кокаин, и труднообъяснимые паузы в их выступлениях помешали «Легезе» возглавить список. Метрополии есть чему позавидовать! Так говорят все очевидцы спектаклей коллектива, и МЗ разделяет их восторг.

Далее следуют три группы, известные давно и хорошо. Inokentijs Marpls, группа 90-х по версии МЗ, во главе с героем малоземельского эпоса Дамбиса, и ветераны - Hot Dogs и «Спецбригада». Кастот к тому же получил голоса как сольный исполнитель, лидер проекта «Сыновья Рыжих Дур».

А далее следуют молодые, но не зеленые О.П.Р.Г.Е. (рижский клон «Сплина»), «Отдел Кадров» (из той же серии) и демоническая Хелена Козлова во главе Skumju Akmeni. Сейчас Хелена занята сольной карьерой, и Akmeni стали еще более скумьи. К сожалению МЗ, не густо с голосами у Гоши Ежова (Егор Абызов), автора феерических проектов Pasaki Onkuliem Ata, «Гоша и Новые Ежи», YaSoSy. А может, это оттого, что песни он пишет по-английски? Как и в 80-х, малоземельцы любят Zig Zag (хоть и без Линги) и Би-Би Макса. Би-Би заслуживает отдельного, обстоятельного разговора - феноменальный гитарист!

По два голоса получили сумасшедшая Лотта и Deports uz debesam, Creeps (благодаря преданности поклонниц?), F.A.C.T. (модный группешник), «Карманные Деньги Сергея Тыщенко» и волшебный бэнд Balozu Pilni Pagalmi. Также двое отдали свои голоса Джерри, участнику и основателю «Спецбригады», и автору супергимна «О, славься, пенис» господину Цирулису, что говорит об очень широком охвате населения.

И еще целый ряд исполнителей и групп, упомянуть которых МЗ просто обязана, хотя за них и подан был только один голос. The Hobos, Алекс Аксенов, «Коридор», Time After Time, G33m, Parks, «Канцелярия», «Тайзелс», «Деграданс», «Тадеуш Он Же», Prata Vetra, Скрип, Holy Lamb, Neglected Fields, Hell Patrol, Brown Sugar, «Валера, Это Риск», Lolitas Brinumputns, Rusa, Akcija, Mirta And Hot Acoustics, «Порт-Артур», Vonosonoloppus, Sky Forger, Каспар Биндеман, Spils Band, «Хроники», «Конец Капитализма», Ал. Иванов, «Поползновение», sd Afanasijs, «Кэш-Кэш», Линга, «Цемент», Bet Bet.

Результаты чем-то удивительны (ну кто ж предвидел, что зарекламированные «Цемент» и Prata Vetra так мало соберут голосов), где-то неожиданные. Некоторые названия мы в редакции узрели впервые (например, G33m), хотя этому-то мы не особо удивились. В списке представлены группы разных стилей и направлений, русские и латышские, поющие по-английски. Опрос удался - и это радует больше всего, хотя так и тянет сказать, посмотрев на его результаты:

Я охуеваю, дорогая редакция!

Примечания

@ - На Малой Земле, читатель, на Малой Земле (прим. автора).

* - Клуб современной музыки при Городском комитете Латвийского коммунистического союза молодежи.

** - По мотивам Gaiens’а в 1999 году был снят «Миллениум в Болдерае». В главных ролях - Кастот и Дамбис.

*** - На этот счет есть несколько мнений. Версию Папы смотрите в «Откровениях о. Андрея».


на главную
дальше



Поиск по сайту

    

Hosted by uCoz