200 лет хардкору

 



Прообраз Дамбиса -- Иннокентий Марпл -- жил в позапрошлом веке, в Англии и был там скрипачом и собутыльником знаменитого землемера Джетро Талла. Однажды приятели, набравшись медовухи, двинули пешком в Шотландию, как вдруг с Иннокентием приключилась белая горячка. Чтобы отогнать злых духов, он заиграл на скрипке -- играл прямо на ходу, сутки, другие, третьи... Уже и струны все поперелопались, а он всё шёл и играл нечто грохочущее, неистовое и ужасное. Так зародился хардкор, в переводе -- "самая суть" или "крутая сердцевина"...


БОДАЛСЯ ДАМБИС С КАПИТАЛИЗМОМ

Стенограмма беседы от 11 февраля 1998 года


"Настоящий андерграунд -- тот, на который люди вообще не ходят".
Р. Лагимовс.

-- А чей это череп там, на шкафу?
-- Моего дедушки.


Справка: Дамбис  (Раймонд Лагимовс) -- тридцатидвухлетний классик латвийского музыкального экстремизма. Основатель и центральная фигура группы радикального рока Inokentijs Marpls, чьи песни изданы на пластинках и кассетах в Германии, Швейцарии, Швеции и т.д. Еще в 1987-м играл в одном концерте с еще не знаменитым в Европе ди-джеем Westbam. Имеет фэнов в ЮАР и Канаде. Эксперт, координатор и архивариус латвийского "подполья": восьмой год подряд выпускает информационно-музыкальный сборник "Odekolons"



АНДЕРГРАУНД

-- Каким тебе представляется латвийский андерграунд на данный момент? Чем люди объединены? Чем дышат?

-- Я думаю, общего подполья уже нет. Все разошлись по нескольком тусовкам. Более-менее стандартный панк -- Кулдига, Валмиера, некоторые группы из Риги -- и когда они делают концерты, они приглашают своих. Тусовка Tornis -- тоже делают концерты, очень много записывают групп в своей студии и занимаются их менеджментом.

-- Какие там преобладают музыкальные настроения?

-- Там уже по группам ясно -- Balozu Pilni Pagalmi, Yulunga, Sirke, Sarkanais Oktobris. И на концерты они тоже приглашают тех, кто близок. Классических панков редко приглашают. Может, еще и потому, что в Риге классического панка почти не осталось -- он ушел на периферию. Есть в Риге панк-тусовка, но все от нее дистанцируются. Есть мнение, что они наци. Там группы тинейджеров есть -- Kus Kuss, Skaven, S-5. Надо тексты читать. Не знаю, может, песни S-5 можно назвать скорее патриотическими.

-- Это т. н. классические наци-панки или просто национально озабоченные музыканты?

-- Ну, знаешь, это новое явление, и, думаю, оно еще не устоялось. У них нет ни записей (кроме сборников), ничего. Они не издали ничего своего. Тусовка маленькая. Но люди из Tornis или из Кулдиги от них отмежевываются.

Складывается тусовка тех, кто делает noise-music и ambient. Там начинают понемножку делать журнальчики с такой стилистикой. Индустриальные звуки. Это не очень коммерческая музыка. Типа "Конвульсий Короля Лира" или "Аморального психоза". Делают записи типа сборника "Ex-per-i-mentalland" на лейбле "Mandragora Music".

-- Почему это произошло? Ведь еще пару лет назад на андерграунд шла такая давка, что она объединяла всех?

-- Наверное, потому, что побольше стало групп. Это как всегда.

-- Сколько, по твоим подсчетам, сейчас в Риге независимых групп? Не считая совсем уж "домашних".

-- Это очень трудный вопрос, потому что, скажем, есть много русскоязычных групп, о которых нет никакой информации. И ты же знаешь, какой оборот составов: они сыграют концерт, потом те же музыканты делают другие, свои проекты. Я однажды подсчитал, сколько разных названий групп на всех пяти "Odekolons" -- получилось около ста. На одном последнем записано -- 37. Думаю, действует на этот момент где-то 50.

-- Как сейчас с международными контактами андерграунда?

-- Сам я не переписываюсь, но, скажем, в Кулдиге -- постоянный оборот между всеми этими тусовками по всему земному шару. Думаю, в Валмиере тоже начинается. В Tornis -- то же самое. Контакт держат. И в Tornis одна группа -- Sirke -- в августе поедет в турне вместе с английской группой по клубам Германии, Франции и так далее. Эта группа приезжала сюда прошлым летом. Одна была Bowling Boy, а эта -- Ray Speedway. Они даже в Англии, в Ньюкасле, сделали на целый день (31 января 1998 года) концерт в поддержку звукозаписи Tornis. И Tornis в этот же день делал концерт в Zirgu Pasts. И перед этим туром англичане думают сделать маленькую пластинку -- с одной стороны Sirke, а с другой -- Ray Speedway, чтобы во время тура можно было продавать.

Англичане захотели в Латвии играть, и Tornis им сделал 4 концерта -- в Юрмале, Валмиере, Резекне и в Риге. Я был в Юрмале. И потом они вместе в Литву поехали, и эта группа английская -- в Белоруссию. Теперь наши встречаются с ними в Германии и дальше поедут вместе.

-- Что объединяет русскую и латышскую тусовку?

-- У андерграунда вообще поменьше национальных барьеров. Потому что это тусовка по всему миру. Нет таких границ. И у металлистов тоже. Те, кто попсовые или другие интересы... Распространяются по масс-медиа... Сначала, когда тусовка маленькая, как бы если кому интересно, то они и интересуются. Музыкой, словами, а не национальностью... Не нравится -- не ходят. Ну я не знаю, дальше можешь сам придумать.

Когда группу делаешь и хочешь играть что-то не такое распространенное и нужны единомышленники, то уже не главное, на каком языке они говорят. Те, кому сейчас по 30 лет -- интересное поколение. Они попали в советские времена и не могли в той системе свое дело делать. А теперь, когда уже можно, нет того энтузиазма. Поколение, которое не показало себя -- писатели, творческие люди. Некоторые что-то делают, но той мысли, как в двадцать два -- о, давай, я все буду делать! -- уже нет. В музыке тоже. Играют, но как бы вышли из игры. В Латвии очень трудно с этим всем. Маленькая страна. Нет оборота.

-- Языковая изоляция играет роль?

-- Да. Но если делать на другом языке -- очень скоро не будет латышской культуры.

-- Андерграунд стремится расширить круг единомышленников (ни у одной музыки в мире нет такой сплоченной международной тусовки, как у экстремистов)... Какова цель?

-- Ну, у экстремистов немножко другие цели. Левые.

-- Это у тебя, что ли, левые цели?

-- Те, кто тусуется по всему миру, у них довольно левые. Радикальные.

-- Что ты думаешь о скинхэдах?

-- Это уже ультраправые. Другая тусовка. Поскольку у них главные интересы -- национальные, они меньше сообщаются с другими. Левые -- они больше на анархизм тянут и все такое. Если смотреть, что лысая голова... Скины тоже есть такие, которые борются против этих скинов. Тоже лысые. Но им не нравятся их мысли, идеология.

-- Концерты сейчас трудно делать?

-- Это черта андерграунда -- он тоже по ступенькам делится. Может, настоящий андерграунд есть такой, на который вообще люди не идут. Домашний. Я уже думаю, что есть андерграунд и есть независимые группы, не связанные требованиями и договорами. А тот андерграунд, когда про нас и многие группы пишут газеты и есть концерты, это уже как бы... Вот о концертах и группах в Кулдиге, Валмиере информации нет почти -- это андерграунд покруче -- когда только своим говоришь, что будет концерт. А какой был вопрос?


ЗАПИСИ

-- А записываться вы (Inokentijs) думаете когда-нибудь?

-- Я все хочу со старыми вещами разобраться. Сделать сборники. Потому что они висят у меня на шее как тяжелые камни. Мне хочется от них отделаться. Чтобы люди могли послушать старые вещи. 80-х гг. А то у нас ни одного официального альбома нет. Ни единого.

-- Вы, наверное, из стариков единственная такая группа?

-- Почему? Еще одна есть -- Rusa. Поликарп тоже думает кассету из концертов сделать. Там есть очень хорошие записи.

-- Но включают же ваши песни в пластинки...

-- Только в сборниках на кассетах и на пластинках. Там тоже где-то песен 20 в общей сложности. Но я говорю об официальном сборнике, авторском. И вот тогда можно новый альбом делать. Студия дорого стоит, не знаю, у кого забрать деньги. Есть две вещи на Metal Attack -- без денег -- чуть ли не первые писались, они руку на нас набивали.

-- На каких сборниках выходил Marpls?

-- Пластинка "Peasants With Pitchforks" -- сборник панк/хардкора из Литвы, Латвии и Эстонии (Саймон Бучер делал), швейцарский сборник "Bullshit Detector" -- пластинка. В Канаду я не посылал запись, и там сборник вышел без нас. В Швеции вышел сборник на кассете "Amberdrecks", в Германии один -- Soochy Hilke <?>, и местные сборники -- на всех Odekolons, на Velo Records <?> вышел сборник... Еще что-то. Я все не знаю. Не могу знать.

-- По какому принципу ты подбираешь Odekolons?

-- Раньше я звонил по принципу -- кто даст запись, того и ставлю.

-- Бракуешь много?

-- Только если запись очень плоха по качеству.

-- А если музыка не нравится?

-- Это информационная кассета. О том, что здесь происходит. Если кого-то заинтересует -- чтобы знали, что эта группа делает и как с ней связаться. Еще отражает общие тенденции в латвийской музыке.

-- Сколько уже было таких ежегодных сборников?

-- Пять. Сейчас начинаю делать шестой. (Разговор, напоминаю, состоялся в феврале 1998 года. -- Д.С.)

-- Какой у них тираж?

-- Последний -- 250 штук. Потому что на этот раз я все делал за свои деньги. Как-то получилось, что в 1994-м был самый большой тираж.

-- Кто изготавливает кассету?

-- Balss.

-- Где можно купить?

-- В De Sants держу постоянно. В Muzikas Pasaule, кажется, можно. Я не очень распространяю, надо бы больше давать информации. В других городах, думаю, нет. В Литву отослал. Но как-то другие больше рассылают. Я плохой посыльщик.

-- А где-то на Западе ими могут торговать?

-- Конечно, могут. В Голландии. Мне недавно прислали письмо, где просили еще кассет прислать.

-- Давно?

-- Нет, где-то месяц назад.

-- А откуда они узнали?

-- Не знаю. Я думаю, они узнали про меня и хотят всяких кассет, все равно каких.

-- Что еще выпускают?

-- Группа Skyforger -- металлисты -- выпустили компакт в Голландии. Хорошо распространяется их кассета в Германии. Эта группа раньше называлась Grindmaster Dead. Готовится (сейчас задержка -- будет, но неизвестно, когда точно) сборник у Саймона Бучера на Beard Is Weird -- там по одной группе из каждого государства вокруг Балтийского моря. Швеция, Эстония, Голландия и т.д. Из Латвии -- русская группа "Рыбамечь -- сволочь обыкновенная". Тут пластинки не печатают больше, он скорее всего будет печатать в Праге. А сейчас Саймон поехал в Австралию. У них с Марой дочь родилась, и он повез ее в Австралию показать бабушке с дедушкой. А Мара тут дрейфует по концертам.

-- Что еще нового?

-- Я начал собирать коллекцию местных радикальных групп, которые выходят в мире на виниловых пластинках. Уже есть 5 или 6. Последняя -- D.U.R.A.K. -- включена на маленькую пластинку, в сборник.

-- Про новые кассеты расскажи что-нибудь? Калвис?

-- Он сам из Лимбажи, но учится в Риге. Играет на акустической гитаре -- как бы бард. Когда он делал кассету, он пригласил людей из Tornis, и они там помогли сделать запись группой.

-- А Claustrum?

-- Это старая группа. Она в этом году поменяла название, а раньше называлась Tumsa. И в Лиепае есть Tumsa, причем другая. Но эта старше. Мы играли вместе на Краму, 4, в 1987-м году. Мы делали подряд 5 дней шоу-фестиваль. И только одна афиша была на этот концерт на Домской площади. А все дни подвал был забит битком. Tumsa тоже там играла. Главный там -- из Вентспилса, учился здесь на историко-философском. Басист из... когда-то была группа Ei Dirst ("Иди срать"). И вот они записали эту кассету в духе ambient-industrial и переименовались. Всего у них где-то 4 альбома.


ИСТОРИЯ INOKENTIJS MARPLS

-- Кто такой Марис Швернс?

-- Когда-то мы начинали играть в одной группе. Он меня первый и назвал Дамбисом. Одноклассник Мариса Швернса был Раймонд Дамбис. И потом мы начали с Марисом учиться вместе в Школе полиграфистов, а поскольку я тоже Раймонд... Как-то это прозвище очень быстро прилипло, не знаю почему. И теперь, когда я знакомлюсь, называю себя Раймондом, но это как-то не действует. Да мы с Марисом в один день гитары покупали! Однажды мы получили в школе стипендию, все пошли пить пиво, а мы зашли в магазин инструментов и купили две акустические гитары. Это было в конце 84-го. А в конце 85-го мы с ним выпустили первый магнитофонный альбом. Группа называлась Akla Zarna ("Слепая кишка"). Альбом уже не существует.

-- В какой-какой школе вы учились?

-- Полиграфистов. Это училище какое-то. Нилс Иле еще с нами был, а потом присоединился Дидзис Эрра. Так начинали играть. Я вообще музыку через Нилса начал. Он -- брат Ингуны Черновой, это была жена Андриса Черновса. И Нилс с Черновсом играл где-то с 11 лет. Я ехал из школы в трамвае, и он ехал, и мы начали разговаривать. (Мы в одной школе учились, только в разных классах). Мне кажется, у него друзей не было как-то много, и знаешь, если с 11 лет он тусуется с Андрисом Черновсом, уже другого общества хочется, чем школьное. Мы приехали, музыку сначала послушали, всякие мнения о ней... Потом ходили на рок-клубовские концерты...

В 86-м году он ушел в армию, а пришел в 90-м, наверное. Попал в тюрьму за... как называется?.. дезертирство. В тюрьме просидел где-то 3,5 года. Он полгода прослужил в Скрунде, бежал оттуда, и был концерт, и Нилс с саксофоном в газету попал. На фото. Его потом нечаянно забрали милиционеры. Он вряд ли захочет публиковать эту историю.

Ну и когда я уже начал играть, я уже слышал, как играют. В свою первую гитару, акустическую, я ставил внутри микрофон, уже в это время я ходил на рок-клубовские концерты.

-- Я слышал, у твоей черной гитары интересная легенда -- будто бы на ней играл гитарист "Коррозии металла"...

-- Было так -- певец Husqvarn Улдис ехал в Прагу, и я дал ему 200 долларов, чтобы он в каком-нибудь секонд-хэнде купил мне гитару. Как он потом говорил, он долго искал этот секонд-хэнд, все же нашел и купил гитару. А он вместе с девушкой был, поругался с ней, напился и забыл гитару в баре. Приехал без нее. А тогда у них играл Шериф, ну, может, не играл, и он взял у него уже эту гитару. Принес мне вместо той, которую потерял. Эта гитара и приехала в Ригу из Москвы. На ней играл гитарист из "Коррозии металла" -- не Боров, а... сейчас посмотрю пластинку... гитарист по прозвищу Костыль.

-- "Слепая кишка" -- твоя первая группа?

-- Да. Дальше названия... ну, Ragana была -- это такие непостоянные названия. Концерты мы не думали давать -- не было возможности. Еще я играл в группе Budists Kurmis -- это был авангард-рок. С Ингуной. Два концерта -- один из них в планетариуме Хардий Лединьш делал, еще Westbam там играл, в 87-м году, он еще, кажется, не был знаменит в Европе. И был концерт в Талси, на авангардной выставке.

А потом Нилс ушел в армию, мы придумали название Inokentijs Marpls и начали играть по-настоящему. Как придумали? Ехали на первый концерт в Лиепаю, немножко похмельные разговоры вели, и Дидзис сказал -- давай это. Хорошее название. Там еще были версии. Но так пошло. Я сначала думал, что очень глупое название, но оно как-то прилипло, и его уже знали, так что осталось.

И под этим названием играли Дидзис, Марис Швернс... Каждый концерт шли перемены -- Черновс один концерт на гитаре подыгрывал, барабанщиком был Агрис по прозвищу Пельмень. С ним мы пару лет играли. Марис концерта через два отошел -- он еще палец повредил, срезал фалангу. Ну, в печатной машине что-то там делал, барабанил по воздуху и запустил палец...

Я тоже по специальности работал -- в Доме печати, некоторое время в Образцовой типографии, в "Цине"... Мне не нравилось. Я даже в 87-м чуть не попал за тунеядство. Под статью.

-- Как?

-- Меня забрали на улице. За внешний вид и за то, что пьяный был. И послали в триппер-бар. Я там сидел где-то 10 дней. И когда меня выпускали, сказали, что надо на работу устроиться. Если я не сделаю -- меня отправят в ЛТП в Олайне. Потому что меня иногда забирали в протрезвитель. Ну и там... накопилось. Со мной, кстати, был Янис <?> со студии Metal Attack, который год прожил в ЛТП в Олайне. Правда, он в ЛТП нашел учителя гитары и там научился играть.

-- Расскажи о составе -- Скрип, Биндеманис и ты?

-- Потом мы с Дидзисом не поладили -- мне не понравилось, что он не пришел на два концерта, и я ему сказал, что он может играть в другой группе. И собрал Путриньша на басу... Барабанщик -- Марис из Husqvarn сначала играл, потом состав менялся... Ритм-группа из старого Velve некоторое время была, да и Икар Самарджиев некоторое время пел с нами... Потом начал с Биндеманисом и Скрипом. Это уже 90-е годы. И когда эти не могли -- играл с другими музыкантами. Был состав из этих Skyforger, ритм-группа. Басист и барабанщик. Ну, с ними играли только один концерт.

-- Сколько всего человек переиграло под вывеской Inokentijs Marpls?

-- Человек 20, думаю, будет. Прошли, так сказать, крещение. Теперь состав выглядит довольно стабильным. Я, Дидзис Эрра, Иварс "Шерифс" по фамилии Талс. Он из Velve. И новый барабанщик -- он еще в Sirke играет. Вчетвером теперь. Хочется еще что-нибудь -- трубы какие-нибудь...


ПЕРСОНАЖ ДАМБИС

-- А чей это череп там, на шкафу?

-- Моего дедушки.

-- ???

-- Ну, не дедушкина голова, конечно. Он этот череп использовал как объект для рисования с натуры.

(Разглядываем графическое ню на стене.)

-- Расскажи еще про дедушку.

-- Дедушка родился в 1903 году. Он уже умер.

-- Как его звали?

-- Александр. Александр Лагимов, сын Ипатия. Как бы художник, картины рисовал. Заканчивал академию, преподавал анатомию...

-- Где?

-- Ну где? Там, где ее учат. Он фотографий занимался, у него была фотостудия в Меллужи. Потом каждую неделю, ну, уже когда дед старый был, в одном месте к нему шли ученики. Рисовать. К нему в Юрмалу каждое лето приезжала целая куча, человек по тридцать. Сам помню.

-- Известным кто-нибудь стал?

-- Он как бы к классической школе принадлежал. А сейчас известны всякие, в основном... Ты много художников знаешь? Там, в основном, учились любители.

У дедушки был любимый композитор Бетховен, и когда он пил, у него было три стадии опьянения, когда он каждый раз сдвигал ударение на слог вправо -- сначала БЕТховенс, потом -- БетХОвенс, и на последней стадии опьянения -- БетхоВЕНС.

-- А кто был второй дедушка?

-- Домашний философ-одиночка. В шахматы любил в одиночку играть. Много не разговаривал. Странный тип.

-- Кем у тебя родители работают?

-- Мама -- продавец, отец -- пират. Ну, видеопират. Это, может быть, не надо писать. Отец тоже играл когда-то. В 50-е годы. По Риге, по танцам. На клавишах. Ну, такие, иногда какие-то рок-н-ролльные вещи. С Питом Андерсоном вроде играл. Или не играл. Но, в основном, танцевальную музыку. Они вместе учились с Кублинским. Он тоже родня. Кублинский -- сын... у моей бабушки -- сестра, а у нее -- сын Михаил. Что это получается? (Двоюродный дядя -- Д.С.) Есть еще Александр, который в театре делает режиссуру. Они вместе с моим отцом шли к учителю на пианино играть.

Я даже не слышал никогда, как он играет. У нас был дома рояль, и когда он напился, играл громко. Он всегда записями занимался, и сколько себя помню, всегда был магнитофон, я его слушал. Всякую музыку, пластинки.

-- Что тебе первое запало?

-- Mungo Jerry. Это первая группа, от которой я в экстаз попал. Мне было четыре года. Родители не знали, что со мной делать. Я сам не помню, но, по рассказам, это моя любимая группа была. Я называл ее "музыкой ведьм" и иногда просил, чтобы поставили. Я ставил всякие кастрюли, ведро -- как бы барабаны -- и вместе с записью входил в экстаз. Ну, знаешь, там, истерические слезы шли.

-- Что тебе из музыки сейчас нравится?

-- Мне надо очень много слушать местной музыки.

-- Ее и приходится слушать больше всего?

-- Ну, наверное, да... Всякое нравится... Vonosonoloppus, Хелена, Марис Швернс, другие группы... Иногда, знаешь, они звучат лучше на концертах, чем на каких-то записях. Потому что негде нормально записать.

-- Что с Хеленой?

-- Они расстались с группой. Были разногласия -- не только с Хеленой, но и с барабанщиком. Только и остались басист с гитаристом. Не впечатляет что-то теперь. Я хотел с Хеленой сделать рождественскую песню в том году, но сделаю, наверное, к следующему Рождеству.

Не знаю, можно ли назвать это "западной", но люблю всякую народную музыку.

-- Нусрат Фатех Али Хан?

-- Тоже нравится.

-- А из русских групп?

-- "Спецбригада". Ну, знаешь, есть такие полосы -- одно время слушаешь, потом опять не слушаешь... Прошлым летом я довольно много слушал Гребенщикова. Такое настроение было. Теперь опять вообще его не слушаю.

-- В чем секрет успеха Гребенщикова у латышской аудитории, у тех людей, которые вообще русского не знают?

-- Как мы слушаем западную музыку -- без текстов. Его музыка тоже такая красивая, душевная и мелодичная. Когда он поет, ты же чувствуешь это. Мне это настроение недолго нравится, момент могу на ней посидеть, но немножко, на Гребенщикове...

"Джан ку" -- когда первый раз слушал -- вдохновляющий такой. Машнин? Понравился, но "Джан ку" больше, конечно. Чувствуется, что эта музыка живее. Мне русские группы нравятся в большинстве из-за текстов. Довольно много групп таких есть, которые слушаю из-за лирики. Одно время много слушал Егора Летова. Тоже нравится. Ну, это классика.

-- А "ДК"?

-- Кто это?

-- Близкие тебе люди по духу.

-- Знаешь, есть много таких групп, у которых слышишь по одной песне, а потом не помнишь. Как на том сборнике Samtrest, который я тебе дал -- там тоже есть интересные... Из местных мне еще нравилась (только она очень мало концертов дала) "РАФ" <?>. Там из Ильгюциемса тусовка. Где-то сыграли три концерта, потом подумали, что плохо играют, и решили, что надо начинать репетировать. Они играли где-то в 93-м году. Потом начали репетировать и недавно распались. Репетировали, репетировали -- и все.

-- А Карл?

-- Тоже нравится. Я хотел бы достать записи "Пилигрима". Джерри Болдерайского песни нравились, группы "Карт-бланш".

На концерты иногда сложно бывает сходить. Как-то Кастот позвонил: ну, что, пойдем? А я еще кому-то позвонил, чтобы вместе пойти, и пока ждал ответный звонок, уснул и проснулся уже где-то в 23.00.

-- За что тебе "Карт-бланш" нравится?

-- В основном из-за лирики. Если слова хорошие и ритм идет -- то уже нормально.

-- Бывает ли, что музыка вызывает у тебя отвращение?

-- Я довольно лояльный слушатель. Точнее, тот, который понимает, что к чему происходит. Поэтому лучше сказать, что я НЕ слушаю. Это шлягеры местные и зарубежные, попсовую музыку. Нельзя сказать, что эта музыка вызывает отвращение или не нравится, но я ее не люблю слушать.

-- Тебя называют "дедушкой латвийского андерграунда", "классиком" -- как ты к этому относишься?

-- Ну, это как бы так очень почетно. Сам-то я знаю, что это не так. Я считаю такими Черновса и Хардия Лединьша. Ну, может, они уже не так много значат для поколения, которое начало играть после нас. Эти журналисты всякое придумывают. Это же не я сам придумал.

-- Ладно, сознаюсь. Это я придумал...

-- Все зависит от того, кто как действовал. Я очень много беседовал с музыкантами, советы давал и все такое, концерты делал, приглашал все время новые группы. Действовал. Для них, может, и дедушка.

-- Ты однажды говорил, что тебя называют "классиком" потому, что другие группы поют песни Marpls. Помню, литовцы какие-то исполняли... Часто так происходит?

-- Нет, не очень часто.

-- Как ты тексты сочиняешь?

-- Лежу ночью на кровати и пишу.

-- А "Jop Tvai Mat"? Почему русские не придумали такую песню, а ты придумал?

-- Не знаю...

-- Латыши часто мат используют?

-- Латыши очень редко ругаются на латышском языке. В песнях. Есть такая моральная граница, чтобы не использовать всякие слова. Даже панк-группы.

-- Что ты "снимал", когда начинал играть на гитаре?

-- Ничего и никогда. Просто я не умел. У меня не было усидчивости. Слушал и что-то хотел делать, а если сразу не получилось -- тогда и не надо. Я лучше сам. Из-за этого я еще ни разу не играл ни одной песни других групп. Только когда я сам играю в другой группе -- там меня учат, что надо играть. А так чтобы "снять" какую-то песню -- не могу.

-- На кого хотелось быть похожим?

-- Когда-то мне очень нравился Motorhead. Но это давно, в 80-е. Вот Led Zeppelin мне не очень нравился. Не то чтобы не нравился, а не хотелось записывать. Только в 90-м году я записал 4 песни. Мне нравился Black Sabbath.

-- А Beatles?

-- Больше Rolling Stones нравился. The Doors слушал мало, только в последнее время стал больше слушать. Хендрикс нравился. Nazareth нравился, когда я был тинейджер. Duran Duran -- нет, U2 -- когда я первый раз услышал в 84-м году, мне нравилось. Джаз нравится, но редко хожу на концерты. Когда я начал много музыки слушать -- как раз появилась "новая волна" -- Trio, Hubert K...

-- Кстати, о "волне". Твое отношение к Миелавсу и Jauns Meness?

-- Я не могу вообще до сих пор его слушать. Знаешь, как бы все нормально, но мне не нравится состояние, которое он делает. Такое внутреннее. Я на Rock Summer думал, что наконец послушаю... Три песни послушал и ушел.

-- "Цемент"?

-- Да. Не могу сказать, как теперь, а вот когда я в рок-клуб ходил _ очень нравился. Энергией. Последний раз я слушал его в "Саксофоне" -- ну, профессионально...

-- Hot Dogs?

-- Ну, Янка _ это же классика! Конечно! Я на Hot Dogs как на человека иду.

-- А как тебе классика?

-- Какая классика -- классическая?

-- В исполнении симфонических и камерных оркестров.

-- Дома мало слушаю.

-- Когда ты последний раз в опере был?

-- Когда я был, это называлось "оперой", но это было Хардия Лединьша произведение и поэтому как бы не стандартная опера. Но два года назад я ходил на "Uguns Un Nakts" в Национальную оперу.

-- Что ты надел?

-- Был весь в красном. Красные штаны...

-- Балет видел?

-- Когда маленький был, в школе учился. К каждой вещи можно приколоться. Балет больше по телевизору смотрю. По телевизору легче приколоться.

-- Рэйв?

-- Рэйв -- это наркотическая культура. А у меня свои дела. Я не очень хочу сам в эту тусовку. Это же музыка сама по себе наркотическая, засасывает в себя.

-- Салатовые, оранжевые цвета нравятся?

-- Цвета нравятся, но долго вокруг себя я их не хочу видеть. Свой дом я бы не покрасил в них -- они тоже действуют очень сильно. Со временем. Однажды у меня на двери висел красный флаг Латвии с волнами, через некоторое время я почувствовал -- сидишь в комнате и все время его видишь, энергию все время отбирает. Я его послал в Австралию. Один парень хотел что-то послать, я и дал. Краски -- они вообще так же действуют, как и звуки.

-- В Питер Exploited приезжают -- не хочется съездить?

-- Это время у меня уже прошло, когда надо вот обязательно на что-то ездить. Когда сам все время внутри этого дела, то знаешь, что чей-то концерт на тебя не так сильно подействует. Не будет такого праздника. Но на Sex Pistols я все же съездил. Как турист. Мы собрались маленькой компанией, приехали в Прагу. Полный зал, аудитория -- от 15-ти до 40 лет. Песни все старые, все танцевали пого.

-- У тебя теперь часто концерты?

-- В последнее время довольно часто, не каждую неделю, скорее каждую вторую.

-- У Inokentijs Marpls есть фэны?

-- В классическом смысле фэны -- не знаю. Наверное. Мне кажется, что люди, которые приходят специально слушать Мarpls -- уже сами по себе персоны, личности, индивидуальности.

-- Что ты в Юрмале делаешь?

-- Скрываюсь от шумного города. Летом там довольно много делать надо. Сейчас строим зимний дом. Много работы. Родители хотят там жить. Тут, в Риге, хозяину надо много платить.

-- У тебя когда-нибудь была русская девушка?

-- М-м-м... Долго? Не было.

-- По какой причине?

-- У латышей есть менталитетная осторожность -- никогда не знаешь, чего ожидать. У меня одно время была девушка, которая наполовину грузинка. Она очень такая... ну, темпераментная. Быстрая. Очень хорошая.

-- Тебе вообще какие девушки нравятся?

-- Всякие. Ну, какие... С кем нормально можно общаться. Трудно было бы общаться с такой, которая каждый второй день ходит в солярий. Думает про вещи, есть такой класс. Когда очень много разговаривают -- тоже не очень хорошо, когда очень мало -- тоже не так. У тебя вообще есть представление о нормальных девушках? Вот такие и нравятся. Я классик.

-- Ты ленивый человек?

-- Думаю, да. Я думаю, что все хотели бы не делать те вещи, которые не хотят.

-- Ты почти близок к своему идеалу.

-- В каком смысле?

-- Ничем не занимаешься.

-- Да...

-- Как ты относишься к "баррикадам"?

-- Надо бы каждый год делать праздник на улицах. Как фиесту. С кострами и песнями. Баррикады ставить. На неделю надо было бы, ну, чтобы расслабиться там. Праздник баррикад.

-- У тебя было желание смотаться жить за границу?

-- Очень сильного -- нет. Когда-то я думал убежать от цивилизации. Сначала хотел в Сибирь, потом на острова Тихого океана... Я тогда думал, что это будет лет через 10. И это время уже довольно близко. Чувствую, что это может произойти. Здесь с каждым годом все сильней и сильней давка. Здесь сейчас путешествует девушка из Финляндии, художница, хочет, чтобы я с ней следующим летом поехал в Португалию. Автостопом.

-- Как ты относишься к капитализму?

-- Я столкнулся только с тем, который тут происходит. Давит. Сильно давит. Все время давка. Психическая. Едешь в трамвае, тебе кричат из микрофона все время -- хотя бы такое. Все время за что-то платить надо. Трудно совмещать мысли о том, где достать денег, с музыкальной деятельностью. А мне нравится, когда не надо дергаться, когда нет все время чувства, что что-то необходимо делать.

-- А какой миропорядок тебя устроил бы?

-- Как это называется по-русски? По латышски -- dieva valstiba. А по-русски... Благодать божия.


ПРИЛОЖЕНИЯ

на главную
к оглавлению

Поиск по сайту

    


Hosted by uCoz