Рассуждение о болдерайской поэзии

Сразу в конец

* * *
ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ НЕ СМЕШИВАЙТЕ В СЕРОЕ

Вот если кто не понимает, что у болдерайских поэтов
есть свое высшее значение, может
дальше не читать. Потому как речь пойдет не о том,
насколько тот или иной болдераец украсил
рифмой свое-мое существование, а, не побоюсь сказать,
о святости его бытия.
Любой же христианский автор учит, что значение человека
зависит от его причастности к
Божественному - будь то хоть кротость
("И сердце блеяло ягненком Под градом мелких,
острых льдин" - Устин Двинский
),
хоть приравненная к ней неукротимость:
"Маленький человек с
огромной мечтой
В каменном мешке за маленькой спиной
- Где ему найти свой маленький
покой?" Короче, маленькому плохо,
но "эти стены своим лбом выдолбив,
Он твердо идет вперед,
навстречу своей гибели" (Елена Ко-Ко
).
В этих строках каждое слово хочется
писать непременно с большой буквы.
А это значит, что
повседневное мельтешение и копошение
болдерайский поэт преображает в Символ,
несущий в себе отблеск некой Вечной Идеи.
Прежде подобные операции называли созданием
типов или характеров. Теперь предпочитают
юнгианскую терминологию - говорят не о типах,
а об АРХЕтипах, неких априорных формах,
в которые отливается наш с вами, судари и сударыни,
опыт."Убей ребенка, убей подонка.
Убей подлеца, убей отца"
. Это Джерри, "Десерт".
А дальше у него: "Роди ребенка, роди подонка,
Люби подлеца, люби отца: А на десерт полюби себя.
Я очень прошу тебя"
- вот вам, если хотите, Эрос,
Танатос, Эдипов Комплекс, Экстремальный Опыт,
Кровь, Любовь и Трансперсональный Черт-в-Ступе
По-Болдерайски. Раз уж мы заговорили о характерах
в болдерайской поэзии, уместно отметить, что всякий
неосвященный дух демоничен, поэтому
у болдерайцев на поведении персонажей по большей
части лежит - по выражению проживающего
в Кельне московского поэта А. Парщикова -
отпечаток "триллеровского наива". Так сказать,
первое, что бросается в глаза. "Поле в зеленой
рубашке. Корова в коричневой куртке.
Упала с пятиэтажки Девочка в кожаной юбке"
(Оливер, "Пейзаж")
. Или "Самый страшный из врачей
- врач-проктолог Пантелей" (Джерри,

"Проктолог"). Это в культурном смысле.
Психологически же они (персонажи) -
рабы следствий: "Простил бы морю соль, пустыне -
жар,
- пишет У. Двинский, - Лесам - болота,
молниям - пожар, Ночам простил бы тьму,
уныние, кошмар"
и так далее. Или Кастот:
"Мадам, сымай кольцо и кидай в каску. И из ушей, и с
шеи цепу, и муфту, и это, и это".
Господин в коверкоте вскочил: "Позвольте!"
Хлопок. Пятна крови на жилете".

Или опять Джерри: "Доктор скажет:
"Все, свободен!" Только поздно -
опозорен".

Искусство, впрочем, внеморально,
оно - игра небожителей, как заметил однажды философ
Б. Парамонов. И если в русской поэзии и был художник,
о котором можно сказать нечто подобное,
то это - Пушкин. Прежде всего он сам так
себя понимал - он, написавший о Моцарте: "Что
пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько
занес нам песен райских, Чтоб, возмутив
бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь!"
"И лишь души кричащей стяги, Расправив
крылья, мчались ввысь",
- подтверждает У.
Двинский
тезис русского философа.
"Пойми, товарищ, это тот же Пушкин, но только в профиль",
- вторит уже черт не разберет кому Кастот ("Пушкин").
Кстати, в стихотворении "Из Пиндемонти"
Пушкин говорил о свободе поэта: "По прихоти
своей скитаться здесь и там, Дивясь
божественным природы красотам... - Вот счастье! вот
права..."
Настоящий поэт не учит -
он радует и сам радуется, как дитя:
"Тепло, уютно, сухо,
Согреты ноги - мы в тепле,
Лишь красные оттаивают уши,
Нам всех приятней на Земле"! (У.
Двинский, "Стихи-Я".)

А дальше и того пуще:
"В лесу, покрыты кронами деревьев,
Одновременно будучи на берегу,
Где две реки впадают в
море, Пусть все спокойствие найдут..."

Нет, ну я там что-то наверху писал о святости.
В сущности, говорит философ Парамонов,
искусство ничего другого из себя и не
представляет, как этот
телячий восторг по поводу элементарных
реалий бытия: все покрыты, всем приятно.
"В окна ветер, бес в ребро. Буду жить чертям
назло. Ведь вчерашнее бухало Греет все еще
нутро"
, - повествует, например, болдерайский
поэт Рамзес Четвертый ("Оптимизм"). Тут у него
появляется некая Беременная Баба, репрезентирующая
в мужском бессознательном пласт
природно-растительных сил, и...
"не дает спокойно спать". Рамзес
Четвертый
в печали - как же
быть? "Может, взять, на грех забить,
Двинуть в брюхо ей отверткой И опять спокойно жить?"

Понятно, что здесь все дело в свободе
творческой индивидуальности, во внешней
безответственности художника - в том смысле,
что поэт никому ничего не должен - ни народу,
ни Папе Римскому, ни даже собственной жене,
потому-то и не дрогнет его рука в свободном
творческом порыве.
"Могу запротоколировать документально:

1. начал;

2. кончил;

3. полет нормальный."
(В.Коровьев-П-ский, "Космонавтика вручную")
.
Действительно, есть такой нормативный
библейский грешок.
То есть болдерайский поэт - самодовлеющая личность.
В сущности, ему и жена не нужна.
Он - нарциссический, аутоэротический субъект.
Ему как бы весь мир дан на сохранение и
воспроизведение: "Навсегда запомню маки,
Детям расскажу о них... Как, лишив себя сознанья,
Созерцал я день и ночь Эти нежные созданья,
Солнцем был для них, дождем. Как отец, как мать,
лелеял, Сказки им читал, стихи. Где ж теперь
и в чьем вы теле Веселитесь от души?" (Оливер,
"Садовод".)
Другими словами, чтобы понять
данный ему мир, поэту достаточно хорошенько
вглядеться в себя.
Из этой счастливой первобытности миропонимания,
собственно, и проистекает характерный
для Болдераи висельный оптимизм с его
имманентной презумпцией покушения:
"Друг! Будь предельно осторожен, Жестока нынче ребятня.
Смотри: рассеянный прохожий
Висит в пол-метре от меня" (В. Коровьев-П-ский).
"Мы шли по дорожке, Я поставил подножку,
Ты упала немножко О бордюр головой. И
неясно прохожим В этот день непогожий,
Почему я веселый такой" (Куня, "Моя Чебурашка")
.
Резюме сказанному находим у Кастота,
в "Ретроспективной ассоциации": "А кто не
поперхнется бисквитом, если лишают места?
Удобного места в изящной жизни.
Той, что мнится
теперь доброю сказкой?"

Не надо других слов.

Д.С.

апрель 2000 г.


"Камень с косточками", художник Лена

Читать с начала



Журнал "МЗ Трио"   ЧЁРНЫЕ И БЕЛЫЕ СТИХИ
К оглавлению   Вперёд    

Поиск по сайту

    





Hosted by uCoz